Как правильно лечить насморк
Каждый из нас убежден, что умеет высмаркиваться. Но так ли это на самом деле?! Послушаем рекомендации врача-оториноларинголога высшей категории МБУЗ ГКБ №9 Дмитрия Севрюкова о типичных ошибках и о том, к каким последствиям может привести высмаркивание "без правил".
В лечении насморка и профилактике его осложнений в виде отита и синусита, большое значение имеет умение высмаркиваться. За много лет работы ЛОР врачом замечены несколько типичных ошибок:
1. Высмаркивание через обе половины носа одновременно.
2. Высмаркивание с зажатой одной из половин носа и одновременным периодическим закрытием второй половины носа, что создает повышенное давление воздуха в носоглотке.
4. Высмаркивание с периодическим одновременным закрытием обеих половин носа, что создает повышенное давление воздуха в носоглотке.
5. Втягивание отделяемого через носоглотку с последующим сплевыванием его через рот.
6. Разные варианты сочетания вышеописанных способов.
Ни один из этих способов не является желательным. Если повышается давление воздуха в носоглотке, а там присутствуют инфицированная слизь и гнойное отделяемое, то увеличивается вероятность попадания инфекции в среднее ухо через слуховую трубу с последующим развитием острого отита. Если слизь остается в пазухах, повышается вероятность развития воспаления в них (синуситов).
Так уж устроена анатомия носа, что при медленном спокойном вдохе воздух идет через общий носовой ход. Состояние слизистой нижних носовых раковин (отек, воспаление) имеет большое значение для затруднения носового дыхания, особенно при физических нагрузках. Площадь поверхности слизистой носа достаточно велика и воздух, распределяясь согревается, увлажняется, очищается. На выдохе «через нос» поток воздуха встречает ряд препятствий: задние концы нижних носовых раковин, нижние, средние и верхние носовые раковины, крючковидный отросток. В решетчатые и верхнечелюстные пазухи носа (синусы) воздух попадает через полулунную щель и далее, вместе с содержимым пазух, выходит через ту же щель и ноздри наружу. Таким образом, воздух в пазухи попадает на выдохе, а значит и выводит их содержимое при высмаркивании.
Как же правильно высморкаться? Для этого необходимо набрать воздух через рот, закрыть одну из половин носа и достаточно интенсивно постараться выдохнуть воздух через оставшуюся открытой половину носа. Нет необходимости делать это толчками. Высмаркивание должно напоминать задувание свечи на расстоянии около 10 сантиметров. Есть замечательное упражнение для проверки интенсивности высмаркивания. При выдохе через правую или левую половину носа нужно сдвинуть с места полоску тетрадной бумаги, шириной около 1,5 см и длиной около 6-8 см, согнутой под углом в 45⁰ в соотношении 1:2.
Обычно взрослых научить высмаркиваться просто. А вот как научить делать это детей? Чтобы научить - нужно показать. Для получения хорошего эффекта обстановка должна быть спокойной. Ребенок садится напротив обучающего.
Итак, шесть упражнений:
1. Дышим носом «на вдох-выдох» 5-6 дыхательных движений. Лучше дышать интенсивно, чтобы звук дыхания был слышен. Играем «в ёжиков» или «в паровозик».
2 . Затем зажимаем правую половину носа и продолжаем дышать носом «на вдох-выдох» 5-6 дыхательных движений.
3. Затем отпускаем правую и зажимаем левую половину носа. Продолжаем интенсивно дышать. 5-6 дыхательных движений.
Следующие 3 упражнения похожи на первые, но вдох делаем через рот.
4. Делаем вдох открытым ртом, закрываем рот и весь воздух выдыхаем через полностью открытый нос.
5. Затем вдох открытым ртом, закрываем рот, зажимаем правую половину носа, делаем выдох через левую половину носа.
6. Затем вдох открытым ртом, закрываем рот, зажимаем левую половину носа, делаем выдох через правую половину носа.
Объясняем ребенку, что это и есть высмаркивание. Для закрепления эффекта берем платок и высмаркиваем ребенка так, как научили. Когда ребенок высмаркивается мы вместе с ним производим вдох открытым ртом, а после, закрыв рот делаем выдох через нос. Если не получилось научить ребенка высмаркиваться с первого раза - не отчаивайтесь. Повторите попытку позже. Привычка формируется около 3 недель. Поэтому позанимайтесь с ребенком регулярно хотя бы 1-2 раза в день в течение 2 недель и еще неделю посмотрите как он высмаркивается сам. Ваш ребенок приобретет стойкие навыки.
Среди органов чувств, слух – второй по значимости. Благодаря ему, мы способны принимать и анализировать все многообразие звуков окружающей нас внешней среды. Слух всегда бодрствует, в известной мере даже ночью, во сне. Он постоянно подвергается раздражению, ибо не обладает никакими защитными приспособлениями, сходными, например, с веками, предохраняющими глаза от света. Орган, воспринимающий звуки и шумы – ухо человека.
На Южном Урале на сегодняшний день остается неблагополучной ситуация по клещевому энцефалиту и боррелиозу.Территория Челябинской области является частью Уральского природногоочага клещевых инфекций, о чём свидетельствует высокая численностьиксодовых клещей (48 особей на флаго/км), высокая инфицированность клещейвирусом клещевого энцефалита (10,2 %), боррелиями (12,1 %) и анаплазмами(0,7 %).Начало сезона активности клещей - апрель, заканчивается все обычно в сентябре, но случаются случаи заражения и в октябре, и даже ноябре при теплой погоде. Наибольшая активность этих насекомых наблюдается со второй половине мая до середины июня. Активность клещей начинается, когда почва прогревается до 5-7 градусов. Первые укусы могут быть уже в апреле. Второй меньший пик активности приходится на конец августа начало сентября.Заражение человека происходит при укусе клеща. Не исключается возможность заражения при раздавливании клещей в процессе удаления их с кожи. Кустарник и высокая трава – главное место обитания иксодовых клещей. Нападение клещей на человека возможно не только в лесных зонах, но и в парках, скверах. Попав на тело человека, клещ проникает под одежду и присасывается чаще всего в области груди, шеи, подмышечных впадин, волосистой части головы. Установлена возможность алиментарного инфицирования при употреблении в пищу сырого молока коз, реже коров, выпас которых производился в местах обитания клещей. От человека человеку клещевые инфекции не передаются.
- В конце зимы - начале весны в средствах массовой информации стали звучать тревожные сообщения о подъеме заболеваемости гриппом. У каждого из нас есть знкомые, которые тяжело заболели и при этом многие продолжали посещать общественные места и ходить на работу. 




